фейсбук

инстаграм

вконтакте

Альфред Уоллес, британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.

Альфред Рассел Уоллес
Альфред Рассел Уоллес
Дата рождения
Дата смерти

Альфред Рассел Уоллес — британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.

В 1850-е годы Уоллес вместе с Генри Бейтсом проводил исследования бассейна реки Амазонка и Малайского архипелага, по результатам которых им была собрана огромная естественно-научная коллекция и выделена так называемая «линия Уоллеса», отделяющая фауну Австралии от азиатской. Уоллес обратил внимание на необычный зоогеографический контраст между двумя близлежащими островами современной Индонезии: Бали и Ломбок. Хотя эти острова разделены проливом, ширина которого в самом узком месте не превышает 24 км, различия между их фауной больше, чем между животными Англии и Японии. Ныне эта зоогеографическая граница носит название «линия Уоллеса», хотя первым исследователем, указавшим на существование и местоположение подобной разделительной линии, был орнитолог Филип Латли Склейтер в 1857 году.

Уоллес подытожил свои изыскания в двухтомном труде «Географическое распределение животных» (1876). Впоследствии Уоллес предложил разделить всю поверхность Земли на шесть зон — палеарктическую, неарктическую, эфиопскую, восточную, австралийскую и неотропическую. Это позволяет считать его основоположником такой дисциплины, как зоогеография.

Заболев в Малакке малярией, Уоллес на больничной койке стал размышлять о возможности применения к миру живой природы старой мальтузианской идеи о выживании наиболее способных. На этой почве он разработал учение о естественном отборе, наспех изложив его в статье, которую тотчас направил в Англию знаменитому естествоиспытателю Чарльзу Дарвину.

Сразу по получении Уоллесовой статьи Дарвин, в то время работавший над своим революционным трудом «Происхождение видов», отписал Чарльзу Лайелю, что никогда не встречал более поразительного совпадения идей двух людей и пообещал, что использованные Уоллесом термины станут главами его книги. 1 июля 1858 г. выдержки из трудов Дарвина и Уоллеса относительно естественного отбора были впервые представлены широкой публике — на чтениях в Линнеевском обществе.

Уоллес не считал нужным развивать своё понимание естественного отбора столь обстоятельно и последовательно, как это делал Дарвин, но зато именно он выступил с едкой критикой ламаркизма и ввёл в научный оборот термин «дарвинизм».

Уже к 1865 году интересы Уоллеса полностью обратились к иным феноменам, которым не могла найти объяснения биологическая наука — френологии и месмеризму. Авторитет Уоллеса способствовал распространению в лондонском обществе практики столоверчения. Убедившись в «серьёзности» этих явлений посредством экспериментов, Уоллес стал неутомимым защитником спиритизма и чуть было не вступил в члены Теософского общества, что основательно подорвало его научный авторитет. Маститый учёный полагал, что дарвиновская теория не в состоянии дать объяснения принципиальному различию способностей человека и животных и потому предполагал, что эволюция человекоподобных обезьян в человека не могла обойтись без вмешательства некой «внебиологической» силы.

Впрочем, даже к паранормальным явлениям он подходил с научных позиций. Так, он категорически отвергал возможность переселения душ и жизни на Марсе. В 1904 году Уоллес написал книгу «Место человека во вселенной» (Man’s place in the universe), ставшую первой научной попыткой биолога оценить вероятность внеземной жизни. Считая человечество уникальным во вселенной, он приходит к выводу, что Земля является единственной планетой Солнечной системы, на которой существует жидкая вода и, следовательно, возможна жизнь; более того, он сомневается, что подобные земным условия существуют ещё где-то в Галактике. В 1907 году Уоллес вступил в полемику с энтузиастом существования марсиан Персивалем Лоуэллом, издав брошюру «Обитаем ли Марс?», в которой показал, что температура на поверхности Марса намного ниже, чем считалось Лоуэллом, а атмосферное давление слишком мало для существования воды в жидком виде. Отсюда он сделал вывод, что существование на Марсе высокоорганизованной жизни невозможно, не говоря уже о развитой цивилизации и искусственных сооружениях.

Столь же скептически относился он и к вакцинациям от оспы, зато был горячим поборником движения суфражисток.

Вообще, Уоллес активно высказывался по общественно-политическим вопросам, обычно в прогрессивном ключе. Так, он критиковал английскую политику свободной торговли и её негативные последствия для рабочего класса. В 1881 году он был избран первым председателем Общества за национализацию земли, выступавшего против крупного землевладения и в поддержку государственной собственности на землю, которая бы выдавалась в аренду обрабатывающим её людям таким образом, чтобы максимизировать благосостояние общества. Прочитав в 1889 году утопический роман Эдварда Беллами «Взгляд назад», Уоллес объявил себя социалистом. Труд Генри Джорджа «Прогресс и бедность» он назвал «самой важной книгой века». В свою очередь, критику Уоллесом социального строя современного западного общества, которой он заканчивал книгу «Малайский архипелаг», высоко оценил Джон Стюарт Милль.

Уоллес был категоричным оппонентом расизма и евгеники, к которой склонялись некоторые мыслители-эволюционисты того времени. В 1898 году Уоллес напечатал книгу «Чудесный век: Его успехи и неудачи». Подводя итог XIX столетию, он в первой части книги перечислял научные и технические открытия, а во второй — социальные проблемы: милитаризм, войны, гонки вооружений, социальное неравенство, рост бедности и жуткие условия труда, жестокость и неэффективность тюремной системы, нагрузка капитализма на природу и злодеяния колониализма. В книге «Человеческий прогресс в прошлом и будущем» он протестует против социал-дарвинизма, переносящего принципы естественного отбора в человеческие отношения и общественное развитие. Буквально за несколько недель до смерти Уоллеса вышла его книга «Восстание демократии».