фейсбук

инстаграм

вконтакте

В Берне подписано первое международное соглашение в области авторского права

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, часто просто Бернская конвенция — международное соглашение в области авторского права, принятое в Берне, Швейцария в 1886 году. Является ключевым международным соглашением в этой области.

Бернская конвенция была принята 9 сентября 1886 года в Берне, Швейцария. Первыми участниками конвенции были: Бельгия, Германия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария.

Конвенция пересматривалась несколько раз: в 1896 году в Париже, в 1908 году в Берлине, в 1914 году в Берне, в 1928 году в Риме, в 1948 году в Брюсселе, в 1967 году в Стокгольме и в 1971 году в Париже.

При выборе названия международной конвенции было предложено «Союз по защите литературных и художественных ценностей», но против такого названия выступила делегация из Германии, так как по своим внутренним законам она защищает не литературную собственность, а авторское право. Французы же выступили против этого термина, хотя и использовали его в договоре с Германией в 1883 году. В итоге на конференции 1885 года было решено воспользоваться термином «об охране произведений», хотя он и не был вполне точен, так как описывает произведения, а не права на них.

Административные функции в отношении Бернской конвенции осуществляет Всемирная организация интеллектуальной собственности с момента своего основания в 1967 году.

США присоединились к конвенции в 1989 году.

Задолго до принятия этой конвенции Россия заключила отдельные конвенции о литературной и художественной собственности в 1861 году с Францией и в 1862 году с Бельгией. Впоследствии, в связи с предполагаемым принятием в 1886 году Бернской конвенции, 9 (21) августа 1885 года было объявлено Высочайшее повеление о прекращении действия названных конвенций с Францией и Бельгией соответственно с 2 (14) июля и с 2 (14) января 1887 года.

Российская Федерация присоединилась к конвенции 13 марта 1995 года с оговоркой о том, «что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на её территории общественным достоянием». 11 декабря 2012 года оговорка была отозвана правительством РФ, что являлось одним из условий вступления России в ВТО.

К 2014 году участниками Бернской конвенции являются 167 государств.

Бернская конвенция устанавливает минимальный уровень авторских прав, которые должны предоставлять страны-члены конвенции. Формально говоря, устанавливаемые в Конвенции права устанавливают только уровень прав, предоставляемых на основе конвенции иностранным авторам. В сочетании с принципом национального режима становится довольно трудно выполнить конвенцию и не обеспечить указанные права также и своим гражданам. Тем не менее существуют и законы в рамках конвенции, небольшие исключения, касающиеся только внутренних дел. США, например, не признают авторских прав на служебные произведения федеральных государственных служащих.

Конвенция требует предоставления авторам следующих исключительных или «экономических» прав:

  • Право на воспроизведение произведения любым способом и в любой форме
  • Право на перевод
  • Право следования
  • Право на публичное вещание
  • Право на публичное исполнение
  • Право на публичное чтение
  • Право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения
  • Право на кинематографическую переделку произведения

Минимальный срок этих прав для большинства произведений устанавливается как вся жизнь автора и 50 лет с года его смерти. Для произведений, опубликованных анонимно, — 50 лет с момента публикации. Минимальный срок охраны для фотографий − 25 лет, для кинематографических произведений — 50 лет с момента создания или первого показа. Для произведений декоративно-прикладных жанров минимальный срок не установлен. На практике вычисление надлежащего срока охраны ещё более сложно, требует учёта различных тонкостей международных отношений, национальных законодательств и судьбы конкретных произведений.