фейсбук

инстаграм

вконтакте

По инициативе Аристида Бриана во Франции принят закон об отделении церкви от государства

Французский Закон о разделении церквей и государства от 9 декабря 1905 г. стал первым законом, положившим начало процессу полного отделения церкви от государства в социально-экономических условиях, приближенных к жизни современного общества. Был разработан правительством левого блока Луи Эмиля Комба.

В самой Франции процесс перехода к лаицизму прошёл в целом без массовых потрясений, так как французское общество было к нему морально готово. Более того, такт и дипломатичность главного идеолога закона — Аристида Бриана, позволили ему убедить и многих верующих католиков в готовности французского общества к таким переменам. Тем не менее, принятие закона и последовавшие волнения в стране вызвали отставку правительства, продержавшегося у власти лишь один год и 25 дней.

Постулаты данного закона позднее легли в основу подобных указов о секуляризации общественной жизни в СССР, Турции и других странах.

  • По закону гражданам было гарантировано право на труд без указания принадлежности к той или иной конфессии.
  • Французская республика более не признавала, не оплачивала и не субсидировала церкви. 1 января 1906 г. был ликвидирован государственный бюджет финансирования культов, до нуля сократились расходы на них на уровне департаментов и общин. Эльзас и часть Лотарингии в тот момент принадлежали Германии, поэтому на эти регионы действие закона не распространялось и не распространяется до сих пор.
  • Несмотря на возражения папы Пия Х, всё имущество церкви и все связанные с ним обязательства передавались различным религиозным ассоциациям верующих. Обслуживающие их священники были отправлены на пенсию за государственный счёт.

Отделение церкви от государства вызывало нападки с двух сторон. Правые и клерикалы критиковали его за нарушение моральных устоев в стране, за нарушение права собственности, за отнятие у церкви привилегированного положения в государстве, за нарушение свободы совести. Социалисты и прочие левые силы, набиравшие оборот, упрекали правительство в мягкотелости и последовательности; указывая на то, что бывшие церковные имущества были приобретены церковью благодаря самому государству, а следовательно они изначально являлись общественным достоянием.