фейсбук

инстаграм

вконтакте

Умер Жиль Вильнёв, канадский автогонщик, вице-чемпион «Формулы-1».

Жозеф Жиль Анри Вильнёв
Дата рождения
Дата смерти
Жозеф Жиль Анри Вильнёв — канадский автогонщик французского происхождения, отец чемпиона мира по автогонкам в классе Формула-1 1997 года Жака Вильнёва. Младший брат также был автогонщиком — Жак Вильнёв-старший. За свою карьеру провел 67 Гран-при из них в 6 одержал победу. Получил смертельные травмы в аварии во время квалификации перед Гран-при Бельгии 1982 года. В честь него назван автодром в Монреале.

Жиль Вильнёв начал свою карьеру с популярных в то время в Канаде состязаний на снегоходах. Деньги и опыт, заработанные в гонках на снегу помогли Вильнёву стать одним из лучших пилотов в национальных чемпионатах Формулы-Форд и Формулы-Атлантик.

Снегоходы очень непредсказуемы в управлении, они научили его контролировать гоночный автомобиль. Если гонщик не едет первым, то из-за поднятой в воздух снежной пыли видимость ужасная. Этот опыт помог Жилю сохранять спокойствие, даже когда Гран-при проходит во время сильного дождя.

В Формуле-Атлантик он выступал за команду Ecurie Canada, едва сводившей концы с концами. Дошло до того, что в Моспорт-Парке он превратился в зрителя, поскольку команда не уплатила стартовый взнос. Тем значительнее виделся успех в чемпионате 1976 года, когда публика и соперники были потрясены его скоростью и агрессивным пилотажем.

В 1977 году с подачи экс-пилота Формулы-1 Криса Эймона, работавшего на тот момент тестером в новорожденной команде Уолтера Вольфа, Вильнёв попал в мир Больших призов. Также, во многом этому поспособствовал Чемпион Мира и первый пилот McLaren Джеймс Хант, который проникся талантом Жиля во время своего участия в показательных выступлений в Канаде. По приезде в Европу, Хант порекомендовал начальнику своей команды Тедди Майеру взять канадца. McLaren согласился предоставить Жилю свою прошлогоднюю модель М23. Вильнёв дебютировал в 1977 году на Гран-при Великобритании за McLaren. Канадца посадили в болид со старым шасси M23 третьим пилотом. Это стало возможным потому, что Джеймс Хант и Йохен Масс участвовали на болидах с усовершенствованным шасси M26. Жиль квалифицировался девятым и вполне мог завоевать очки в первом же своем Гран-при: помешал испорченный термометр, который показывал, будто движок перегревается, и он был вынужден пропустить много времени в боксах из-за неисправного датчика температуры, чтобы проверить наличие повреждения системы охлаждения. Этот вынужденный заезд в боксы помешал Вильнёву финишировать выше седьмого места. В итоге Вильнёв финишировал одиннадцатым. После уик-энда Жиль был награждён призом Driver of the day за свой агрессивный и цепкий гоночный характер, не характерный для новичка. Несмотря на столь многообещающий дебют, шеф McLaren Тедди Майер был связан обязательствами перед своими пилотами Йохеном Массом и Джеймсом Хантом и не смог предложить ничего стоящего. А спустя всего два дня гонщику позвонили из Маранелло. К тому времени двукратный чемпион мира Ники Лауда вконец разругался с руководством Ferrari, и Жилю предложили заменить австрийца в двух финальных Гран-при сезона — Канаде и Японии.

Энцо Феррари вспоминал, что когда он впервые увидел Вильнёва, тот чем-то напомнил ему великого Тацио Нуволари. Коммендаторе, человек сложный, не прощающий своим пилотам ни единой ошибки, был без ума от канадца. Возможно, старый итальянец, переживший смерть своего сына, испытывал к Вильнёву отцовские чувства.

Чрезмерно рискованное вождение, постоянные аварии, десятки разбитых болидов — Регаццони, Лауда или Ройтеман за эти выходки были бы быстро изгнаны из Скудерии. А Жилю, которого Энцо ласково называл «мой маленький канадец», всё сходило с рук.

Одна из индульгенций была выдана Вильнёву уже после второй гонки за Ferrari. В Японии его машина налетела на заднее колесо Tyrrell Р34 Ронни Петерсона, как на трамплине — взлетела вверх на 15 метров и рухнула за ограждениями трассы, убив оказавшихся там фотографа и маршала, и ранив ещё с десяток зрителей. Журналисты тут же устроили Жилю настоящую травлю, заклеймив его как дилетанта, которому не место в Формуле-1.

Ему понадобился целый год, чтобы изменить превратное представление: долгие тест-сессии на домашнем треке Ferrari во Фьорано и первые очки. В Австрии Жиль финишировал третьим и завоевал свой первый подиум. В последней гонке сезона Вильнёв одержал победу на домашней трассе на глазах своих болельщиков в Монреале. Формульной публике понадобилось время, чтобы понять: Вильнёв — это феномен, живая легенда. Жиль был удивительно цельной натурой. Он ненавидел притворяться, жеманничать, окружать себя толпами особо приближенных поклонников. Вильнёв был уверен в себе и не нуждался в людях, которые говорили бы ему, как он хорош и талантлив, он знал это, болельщики тоже. Его появление на трассе вызывало живейший интерес, даже если это был всего лишь круг прогрева. Люди знали, на что способен Жиль, и в воздухе повисала атмосфера ожидания чуда.

После первого полного сезона в Формуле-1 и в Ferrari, Энцо всё ещё не видел Жиля в качестве первого пилота Скудерии. На место ушедшего в Лотус Ройтемана пригласили южноафриканца Джоди Шектера в надежде, что тот принесёт команде титул. О переходе Шектера начали думать уже в конце 1978 года, также в Маранелло думали о том, чтобы на место Жиля пригласить француза Депайе в случае, если канадец будет против того, чтобы оставаться вторым пилотом. Но Вильнёв дал понять, что он готов поработать на команду и помочь Скудерии и Шектеру в достижении результата, к которому они стремились.

Талант Жиля раскрылся в первых гонках этого сезона. На Интерлагос в Бразилии заработал первые очки в новом году. Он финишировал впереди своего напарника, на пятом месте. В следующей гонке, в Южной Африке он одержал свою вторую победу. Так же в этом сезон он выиграл две гонки в США: в Лонг-Бич и на Уоткинс-Глен. В Дижоне, Вильнёв занял вторую ступень подиума. Эта гонка вошла в историю Формулы-1: на последних кругах Рене Арну ехал за Жилем, не предпринимая никаких попыток его обогнать, однако когда узнал о неполадках в управляемости болида кандаца и проблемах с шинами, начал атаковать, установив походу гонки быстрый круг. Рене сумел догнать и обогнать Жиля Вильнёва, но тут же мотор на его Рено начал терять свою мощность. Получившаяся на последних кругах плотная борьба Вильнёва и Арну считается одним из самых примечательных эпизодов в истории Формулы-1. Гонщики использовали всю ширину трассы вместе с обочинами, множество раз вылетали и сталкивались колесами, несколько раз менялись позициями. На финише последнего круга Арну зашёл в последний поворот чуть шире, чем нужно, и Вильнёв смог проскользнуть вперед, финишировав на четверть секунды впереди соперника. Впоследствии оба гонщика очень высоко отзывались об этой борьбе:

Жиль Вильнёв: