фейсбук

инстаграм

вконтакте

Умерла Эми Джонсон, первая в мире женщина, совершившая одиночный перелёт из Англии в Австралию.

Эми Джонсон
Дата рождения
Дата смерти

Эми Джонсон — женщина-пилот Великобритании, первая в мире женщина, совершившая одиночный перелёт из Англии в Австралию. Участница первого в мире однодневного перелёта из Лондона до Москвы и авиагонки на приз Макробертсона. Была замужем за шотландским лётчиком Джеймсом Алланом Моллисоном. Эми Джонсон погибла в авиационной катастрофе во время Второй мировой войны.

Эми Джонсон родилась 1 июля 1903 года в доме 154 на улице Св. Георгия Кингстон-апон-Халла, в семье крупного рыботорговца Джона Уильяма Джонсона. Дед Эми по отцовской линии, Андерс Йоргенсен, перебрался в Англию с датского острова Фюн, а сам Джон Уильям, перед тем как переехать в Халл и жениться, некоторое время жил в Британской Колумбии. По материнской линии родственники Эми являлись одной из семей-основателей, её прадед — Уильям Ходж, был мэром Кингстон-апон-Халла в 1860 году.

Эми была самой старшей из четырёх дочерей в семье. После окончания школы в 1922 году, Эми поступила в университет Шеффилда. Во время учёбы она познакомилась с бизнесменом из Швейцарии, Гансом Арреггером. Он был старше её на 9 лет, Эми мечтала, что они поженятся. Их отношения продержались 6 лет, а потом Ганс женился на другой женщине. В период с 1922 по 1928 год Эми написала Гансу 286 писем, которые он бережно сохранил, и, в дальнейшем, эти письма были переданы музею Халла.

В 1925 году, после окончания университета со степенью бакалавра по экономике, Эми вернулась в Халл, где окончила курсы секретарей и устроилась на работу, с которой уволилась из-за нервного срыва через три месяца. Именно в этот период своей жизни Эми впервые поднялась в небо, пока только в качестве пассажира. Компания Surrey Flying Services устраивала аттракцион, в котором каждого желающего поднимали в увеселительный полёт над округой.

Затем Джонсон устроилась в рекламное агентство. Работа в этой сфере услуг стала одной из основных причин переезда Эми в Лондон, где по сравнению с Халлом было не в пример больше возможностей для успешной карьеры. В 1927 году Эми Джонсон переехала в столицу, где устроилась на должность секретаря в адвокатской конторе Уильяма Крокера.

В сентябре 1928 года Эми возвращается к своему увлечению авиацией и начинает посещать занятия в Лондонском авиаклубе. 7 июля 1929 года Эми получает лицензию частного пилота, после чего оставляет свою основную работу, чтобы пройти обучение на механика и получить квалификацию инженера. 10 декабря 1929 года Эми Джонсон получает лицензию механика, подтверждённую Министерством авиации, тем самым став первой женщиной в мире, обладающей такой квалификацией.

Мировое признание Эми Джонсон получила в 1930 году, став первой женщиной, совершившей одиночный перелёт из Великобритании в Австралию. Полёт начался 5 мая 1930 года из Кройдона. Для этого путешествия Джонсон, имевшая на тот момент всего 75 часов налёта, выбрала лёгкий двухместный биплан «De Havilland DH.60G Gipsy Moth». Купленный на средства отца, поддерживавшего начинания Эми, и при поддержке Чарльза Уэйкфилда, основателя компании Wakefield Oil Company, подержанный биплан от компании de Havilland Эми назвала «Джейсон». Топливный бак Gipsy Moth вмещал 364 литра горючего, что позволяло находиться в воздухе около 30 часов. Джонсон планировала преодолевать в день порядка 1300 километров, достичь пункта назначения за двенадцать лётных дней и тем самым побить рекорд скорости, установленный в 1929 году австралийским пилотом Чарльзом Кингсфордом-Смитом.

Пролетев Европу и достигнув Халеба, 8 мая Джонсон взяла курс на Багдад. На подлёте биплан Эми попал в песчаную бурю, основную часть которой Джонсон была вынуждена переждать на земле. И хотя при заходе на посадку в Багдаде у «Джейсона» была повреждена одна из стоек шасси, Эми смогла продолжить полёт уже на следующий день.

Далее, с остановкой в Бендер-Аббасе, Джонсон взяла курс на Карачи. Вторая незапланированная посадка была произведена в Индии, самолёт был снова повреждён, правда в меньшей степени, чем в прошлый раз. Двигаясь в неблагоприятных погодных условиях при непрерывных осадках, Джонсон прошла Аллахабад и Калькутту, и вышла на Рангун. 13 мая в Рангуне Эми пришлось садиться на очень маленький аэродром, в результате чего самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и, попав в канаву, встал на нос. Были повреждены винт, крыло и шасси. Благодаря наличию запасного пропеллера и помощи студентов из местного колледжа ремонт был произведён в кратчайшие сроки.

Из Рангуна Эми Джонсон направилась в Бангкок, на перелёте к которому пришлось преодолеть горную гряду на высоте около 2800 метров. 17 мая вылетев из Бангкока, Эми взяла курс на Сингапур, где впервые за весь перелёт «Джейсон» был осмотрен инженерами на предмет неисправностей. После замены крыла, Джонсон 17 мая вылетела в Сурабая. На пути к острову Ява Джонсон произвела третью незапланированную посадку; вследствие этого и плохих погодных условий до Сурабая Эми добралась только 20 мая. Два дня производилась починка мотора, потом путешествие продолжилось по направлению к Тимору.

24 мая Эми Джонсон совершила триумфальную посадку в Дарвине. И хотя на этапе пути от Лондона до Калькутты, который Джонсон преодолела за 7 дней, рекорд Кингсфорда-Смита был побит, в дальнейшем из-за плохой погоды и поломок самолёта преимущество во времени было потеряно.

За это достижение Эми была удостоена звания командора Отличнейшего ордена Британской империи и лицензии гражданского пилота Австралии за номером 1, первая выданная в 1921 году лицензия Австралии имела сразу номер 2, а № 1 была сохранена для особого случая, который и представился спустя почти десять лет. Также Эми получила золотые медали от Сообщества инженеров и Королевского аэроклуба. «Джейсон», на котором Эми совершила свой триумфальный перелёт, был переправлен в Англию, где в качестве экспоната 21 января 1931 года был передан Музею науки в Лондоне.