фейсбук

инстаграм

вконтакте

Спущен на воду атомный ледокол «Ленин»

"Ленин" - первый атомный ледокол, который был создан в Советском Союзе и стал первым в мире надводным судном, оснащенным ядерным энергетическим установкой. Был разработан специально для преодоления льда и обеспечения проходимости Северного морского пути благодаря использованию ядерной энергетической установки, что сделало его важным инструментом для поддержания морских коммуникаций в суровых условиях Арктики.

Проект атомного ледокола был разработан в ЦКБ-15 между 1953 и 1955 годами после принятия решения о строительстве этого судна 20 ноября 1953 года Советом министров СССР. В.И. Неганов был главным конструктором, а Игорь Иванович Африкантов возглавлял проектирование атомной установки. Академик А.П. Александров был научным руководителем работ. Специальные марки стали для корпуса, такие как АК-27 и АК-28, были спроектированы в институте "Прометей" специально для использования в ледоколах.

Из-за уникальности оборудования, при проектировании возникли сложности с организацией машинного отделения. Решено было создать деревянный макет машинного отделения. Этот макет использовался для тестирования и улучшения размещения оборудования - это позволяло конструкторам легко вносить изменения в планировку помещений без необходимости переделывать их на полномасштабном судне, что было бы гораздо более затратным и сложным.

Такой метод позволил исследовать и оптимизировать расположение оборудования, тестируя и корректируя пространственные решения в макете машинного отделения. Это позволило избежать возможных ошибок или неудачных конфигураций, обеспечивая эффективное использование пространства на судне, и сэкономило время и ресурсы, исключив необходимость переработки конструкции на стадии строительства судна.

25 августа 1956 года, на судостроительном заводе имени А. Марти в Ленинграде было начато строительство судна под руководством главного строителя В.И. Червякова. Этот этап стал отправной точкой для создания уникального атомного ледокола "Ленин".

На борту ледокола "Ленин" установлены судовые турбины от Кировского завода, основные турбогенераторы поставлены Харьковским электромеханическим заводом, а гребные электродвигатели произведены на заводе "Электросила" в Ленинграде. Эти компоненты представляют ключевые части судовой системы ледокола.

После спуска на воду 5 декабря 1957 года и установки ядерной энергетической установки в период с 1958 по 1959 годы, физический пуск ядерного реактора состоялся 6 августа 1959 года. Лишь через несколько дней, 12 сентября 1959 года, ледокол "Ленин" отправился на ходовые испытания со верфи Адмиралтейского завода под командованием П.А. Пономарева. Этот этап стал важной частью проверки работоспособности судна перед его планируемой эксплуатацией.

В ходе строительства и испытаний атомного ледокола, на его палубе побывали делегации и представители из многочисленных стран мира, включая высокопоставленных гостей, таких как премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон и высокопоставленные чиновники из Китая. Их посещение подчеркивало международное внимание к этому новаторскому проекту и его значимость для технологического прогресса.

3 декабря 1959 года атомный ледокол "Ленин" был сдан Министерству морского флота. С начала 1960-х годов он вошел в состав Мурманского морского пароходства, где выполнял важные функции по обеспечению проходимости Северного морского пути и других морских задач в суровых условиях Арктики. Его уникальные возможности позволяли преодолевать ледовые преграды, обеспечивая судоходство в условиях Арктики. Этот судовой флагман играл важную роль в развитии морских коммуникаций и эксплуатации региональных морских маршрутов.