фейсбук

инстаграм

вконтакте

В Цетине был издан свод православных песнопений «Осмогласник»

«Осмогласник» — первая книга в южнославянских государствах, напечатанная кириллицей.

Октоих, Октай, Охтай, Осьмогласник — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и Литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней кроме того — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Название восходит к одноимённой византийской ладовой системе, известной также как «осмогласие».

Составлен в начале VII века; в VIII веке отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным. В дальнейшем редактирование Октоиха продолжалось, в него вошли песнопения, написанные в IX веке: каноны на буднях Феофана Начертанного и Иосифа Песнописца; восемь троичных канонов воскресной полунощницы митрополита Смирнского Митрофана. Еще позже в Октоих вошли троичны Григория Синаита воскресной полунощницы, написанные в XIV веке. Часть песнопений в Октоихе не подписано и их авторство неизвестно.

Октоих восходит к единому комплексу песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название Тропологий. Впоследствии единый кодекс распался на минейную, триодную части и Октоих. На ранней стадии развития осмогласные комплекты седмичных песнопений получили название Октоих или Параклит. Оба названия — Октоих и Параклит — в ранней литургической практике могли применяться для собраний текстов с одними и теми же посвящениями, но также могли интерпретироваться по-разному в различных местных традициях. Древнейший дошедший до наших дней Октоих был составлен в конце VIII — начале IX веков; ныне известен как Параклит монастыря Св. Екатерины на Синае с сигнатурой Sinait. gr. 776. Древнейший русский Параклит, составленный не позднее второй половины XII века в Великом Новгороде, хранится ныне в РГАДА под сигнатурой Тип. 80.

Богослужебная книга под данным названием незначительно отличается по своему содержанию в Церкви Греческой и Русской.

В первой она содержит изменяемые молитвословия для служб воскресных дней восьми гласов. Полный же вариант обычно именуется Παρακλητική.

В Русской Церкви Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов для каждой из восьми недель восьминедельного круга восьмигласника. То есть, каждый из восьми разделов Октоиха содержит особые песнопения для всех седмичных дней, с воскресенья по субботу. Это песнопения суточного круга: вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных дней, кроме того, — малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб, иначе восследований, которые принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжении седмицы единым мелодическим способом, одним напевом, то есть «гласом».

Пение Октоиха начинается непосредственно с самой Пасхи с первого гласа, и стихиры поются всю Светлую седмицу, на каждый день Светлой седмицы приходится свой глас. Начиная с вечера Светлой Субботы, Октоих поётся на повечерии. На каждые семь дней, начиная с субботы вечера, приходится свой глас. Фомино воскресение и последующие за ним шесть дней это первый глас, Неделя жен мироносиц и последующие за ним шесть дней — это второй глас, и далее по порядку каждые семь дней, начиная с вечера под воскресение, свой глас. Когда проходит восемь седьмиц или 56 дней, то опять начинается первый глас с богослужения вечера под воскресение.

Такая последовательность сохраняется в продолжении всего года. Например, Неделя всех святых приходится через 49 дней после Антипасхи — это восьмой глас, а следующее воскресение за Неделей всех святых, то есть через 56 дней после Фоминой Недели — это первый глас. Пение Октоиха оканчивается в Лазареву субботу. Пение всех восьми седмиц и недель называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть. Все они начинаются в определённое время. Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни числа. Когда начинается каждый столп Октоиха в определённом году, указано в Пасхалии зрячей.