фейсбук

инстаграм

вконтакте

Между Англией и Францией произошла Битва в городе Морле

Английские войска осаждали город Морле, пока не прибыло французское подкрепление. Англичане соорудили крепкую оборонительную позицию. После неоднократных нападений, французы вынудили англичан отступить в лес, однако сами также отступили. Примечательно, что это первое использование тактического отступления англичанами в средневековой войне.

В 1341 году Жан III, Герцог Бретани, умер, не оставив наследника. Вопрос о правопреемстве разжёг гражданскую войну в Бретани, длившуюся около 25 лет. Война шла между сводным братом Жана, Жаном де Монфор, и его племянницей Жанной де Пантьевр, женой Карла де Блуа. Карл и Жанна были поддержаны дворянством и духовенством, а Жан был непопулярным среди знати, его основные силы были сосредоточены в Иль-де-Франс. Карл был племянником Филиппа VI, короля Франции, который поддержал претензии Жанны, в то же время как Англия поддержала притязания Жана де Монфора.

Изначально Эдуард III, король Англии, мало чем мог помочь Монфортистам, в его стране также были внутренние проблемы, но в конце концов у него появилась возможность отправить небольшой отряд под командованием сэра Вальтера Мауни на помощь Монфору. После первых успехов Мауни Эдуард решил отправить большую армию рыцарей и лучников под командованием Уильяма де Богуна, 1-го графа Нортгемптона. Долгое время отправка войск откладывалась, и когда, наконец, англичане прибыли в Бретань, Жан де Монфор был уже узником французов. Борьбу вела его жена Жанна де Монфор. Когда Нортгемптон был уже у берега 18 августа 1342 года, графиня, её люди и остатки войск Мауни попали в осаду, организованную вокруг Бреста большой французской армией под командованием Карла де Блуа; с им моря помогали генуэзские корабли. По прибытии Нортгемптона французы сбежали, не потрудившись даже отвлечь маленькое английское войско, и город Брест был освобожден.

Из Бреста Нортгемптон двинулся вглубь земель Бретани, и в конце концов он достиг города Морле, одного из оплотов Карла де Блуа. Он провел первую неудачную атаку на город, и, получив отпор, с небольшими потерями англичане начали осаду.

Силы Карла после осады Бреста росли, и к моменту битвы при Морле составляли, судя по всему, около 15 000 человек. По некоторым данным, армия Нортгемптона была значительно меньше, чем армия Карла. Блуа решил помешать захвату города, и направился с армией на помощь осаждённым. Нортгемптону заранее сообщили о надвигающимся подкреплении противника, поэтому, не желая оказаться в ловушке между Карлом де Блуа и гарнизоном Морле, он решил отступить, но Карл совершил ночной марш-бросок, чтобы перехватить его.

Сведения о битве крайне скудны. Только три летописца упоминают битву, и все они англичане.

Ни один из летописцев не описывает битву подробно. Двое хронистов заявили, что французы были развернуты в 3 линии. По крайней мере, одна из французских дивизий состояла исключительно из конных рыцарей во главе с Жоффруа де Шарни. Адам Муримут упоминает, что общая численность французских войск была 3000 кавалеристов, 1500 пехотинцев, среди которых были генуэзцы и смешанные силы Бретонской пехоты. Большая часть бретонцев, вероятно, представляла собой малоэффективное местное ополчение. Численность английской армии тоже не ясна. Нортгемптон по прибытию в Брест имел менее 1500 человек. Его армия была укреплена отрядами Роберта Артуа, имевшим под своим началом 800 человек, и неизвестным количеством бретонцев с неясной подготовкой. Артуа должен был оставить немного людей позади, в гарнизоне Морле, и можно предположить, что английская армия была меньше, чем французская, однако все цифры приведены английскими источниками, вследствие чего численность французов наверняка преувеличена, чтобы английское войско выглядело значительнее.

После битвы две армии ушли с поля без больших потерь. Однако английская армия достигла своих целей, в отличие от французской.

Сражение при Морле стало первым крупным в истории Столетней войны и произвело глубокое впечатление на современников. Сражение вызывает огромный интерес точки зрения военного искусства.