фейсбук

инстаграм

вконтакте

Игорь Сикорский получил в США патент на изобретение первого вертолёта

В 1900 году в возрасте 11 лет, — написал он в своих мемуарах,

мне приснился удивительный сон. Я увидел себя идущим по узкому коридору. По обеим сторонам были двери, отделанные орехом, как на пароходе, на полу лежал изумительный ковер. Сверху падал мягкий голубой свет электрических светильников. Когда я шел, пол под ногами слегка вибрировал, и вибрация эта была похожа на качку парохода. Я был убежден во сне, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек еще никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно.

Игорь Сикорский начал учиться в 1-й Киевской гимназии, но вскоре пожелал пойти по стопам старшего брата и поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Однако с каждым годом он все яснее осознавал свое истинное призвание. По окончании общеобразовательных классов он покидает корпус с целью поступить в высшее техническое заведение и стать инженером. Шел 1906 год, российские учебные заведения переживали последствия революционных событий и фактически не работали. Чтобы не терять времени, молодой Сикорский уезжает учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано. Через год он возвращается и поступает в Киевский политехнический институт. Однако его так захватывает идея построить летательный аппарат, что он забывает об учебе. Диплом инженера он получил только в 1914 году в Петербургском политехническом институте за создание многомоторных воздушных кораблей.

А в июле 1909 года во дворе своего киевского дома двадцатилетний студент завершил сборку первого в России вертолета, доведенного до стадии натурных испытаний. Однако подъемная сила его была еще недостаточна. Одновременно Сикорский удачно экспериментирует с аэросанями собственной конструкции. На них, как и на вертолетах, он учится проектировать и строить воздушные винты, а затем направляет всю свою энергию на создание более перспективных в то время машин — самолетов.

Игорь Сикорский возглавляет  конструкторское бюро по созданию самолетов в возрасте 23 лет, будучи недоучившимся студентом Киевского политехнического института. Весной 1912 года он привез на Московскую воздухоплавательную выставку собственноручно разработанный и построенный самолет. 

Машина выиграла проводившиеся в рамках выставки соревнования летательных аппаратов и была награждена золотой медалью.

Победителя заметил и пригласил на ужин председатель правления акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» Михаил Шидловский, один из богатейших людей Российской Империи. «Руссо-Балт» как раз только что организовал в Петербурге самолетостроительное предприятие. За ужином юноша поделился с инвестором своими техническими идеями. Финансист решил рискнуть — предложил Игорю должность главного конструктора. И не прогадал. Так и не получив диплом, Сикорский переехал в столицу, где за год создал самолет-гигант «Русский витязь», первый многомоторный самолет в истории. Осмотревший машину император Николай II в благодарность подарил Сикорскому золотые часы.

Царское правительство ценило человека, умножавшего индустриальную мощь и славу страны. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени. К 28 годам он уже был национальным героем.  

После того, как «Русский витязь» случайно серьезно повредили на аэродроме, Сикорский не стал его восстанавливать, а перешел к созданию более совершенной модели. Самолет-гигант «Илья Муромец» стал легендарным и одним из самых известных его творений. В середине июня 1914 года экипаж Сикорского совершил на нем беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Рекордный перелет вдохновил правительство инициировать вопрос об организации первой в истории пассажирской авиалинии Петербург — Москва. Правда, из-за начавшейся войны реализовать тогда эту идею не удалось. 

А «Илья Муромец» стал прообразом не только всех современных пассажирских и транспортных самолетов, но и бомбардировщиков. На фронте «Муромцы» отличались исключительной надежностью. Их не сажали даже с горевшими моторами, а гасили огонь прямо в полете.

После  переворота в 1917 году Игорь Сикорский был на волосок от смерти — большевики внесли его в расстрельные списки как убежденного монархиста. Один из знакомых, служивший в ЧК, узнал об этом и предупредил авиаконструктора, что его придут арестовывать. При этом сообщил: жену и дочь тронуть не должны. Взяв паспорт и деньги, Сикорский сразу же отправился на вокзал и вскоре добрался до Мурманска, где находились английские войска. А оттуда уехал во Францию. 

Переехав в США и не имея ни гроша, в 1923 году Сикорский основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation».

Пришла пора вспомнить о юношеской мечте — вертолете. Технологии позволяли создать надежную «летающую лодку с винтом». Патент он получил 27 июня 1931. Недостающие средства на создание самой авиамашины помогло добыть увлечение музыкой. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на 5000 долларов. В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшились, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

В 1939 году Сикорский первым в мире применил в своем VS-300 схему с одним несущим и небольшим хвостовым винтами. В наши дни 90% вертолетов во всем мире выполнены именно по этой схеме. За первыми моделями Игоря Сикорского последовала целая серия других. Наиболее удачными признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65.

Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимся шасси и «летающие подъемные краны». На его вертолетах впервые были совершены перелеты через Атлантический и Тихий океаны.