фейсбук

инстаграм

вконтакте

Впервые в мире организовано регулярное пассажирское движение по железной дороге

Железная дорога Суонси и Мамблза — первая железная дорога с регулярными пассажирскими перевозками в мире и одна из самых первых железных дорог в мире вообще. В начале XX века дорога приобрела характер пригородного трамвая. Действовала она с 1806 года до 5 января 1960 года.

Строительство железной дороги между Суонси и Ойстермаутом на юге Уэльса было одобрено Британским парламентом в 1804 году. Строительство дороги началось осенью того же года. Первоначально дорога называлась «Ойстермаутская железная дорога». Позднее её переименовали в Железную дорогу Суонси и Мамблза, но в народе её называли «Мамблзский поезд».

Первоначально дорога предназначалась для перевозок угля, железной руды и известняка. Дорога начала действовать в 1806 году. В качестве тяги использовались лошади.

В 1807 году Бенджамин Френч предложил переоборудовать вагон для перевозки пассажиров. Это была абсолютно новая по тем временам идея. Фактически Бенджамин Френч был изобретателем первого пассажирского поезда.

Бенджамин Френч заплатил компании, владеющей железной дорогой, двадцать фунтов стерлингов за право организовать там пассажирские перевозки. Первым днём пассажирских перевозок по железной дороге в истории стало 25 марта 1807 года.

Хотя первый паровоз появился уже в 1804 году, а к 1830-м годам это транспортное средство уже вышло из экспериментальной стадии и стало широко использоваться, на железной дороге Суонси первый паровоз появился только в 1877 году.

В 1870-х годах перевозки по дороге осуществлялись двумя разными компаниями, при этом одной компании удалось получить в суде монополию на использование паровозов, в то время как вторая имела право на использование только конной тяги. Конкурентная борьба доходила до того, что машинисты паровоза специально кидали между рельсов горячие угли и золу, чтобы лошадь конкурентов обожгла себе ноги (по расписанию конный поезд отправлялся всего через несколько минут после парового, и выброшенные угли не успевали остыть).

В 1893 году дорога была продлена до Саусленда, а в 1898 году — до нового морского мола в Мамблзе. Таким образом, дорога достигла своей максимальной длины в пять с половиной миль. В том же 1898 году вся деятельность на дороге была передана одной компании, и абсурдная конкуренция закончилась.

Начало XX века, примерно до 1920-х годов, стало «золотым веком» железной дороги. Отдых на побережье стал модным развлечением, и железная дорога перевозила множество туристов. Нередко поезд перевозил 1800 пассажиров за одну поездку. На крыше вагонов были устроены открытые места для пассажиров. Перегруженные поезда двигались немногим быстрее пешехода, и на преодоление расстояния в пять с половиной миль у него уходил почти час.

В 1902 году на линии ставились эксперименты по использованию самоходных электрических вагонов с аккумуляторами, но аккумуляторы слишком быстро расходовали энергию.

В 1929 году дорога была электрифицирована. С тех пор её также часто стали называть трамваем, так как подвижной состав имел явно трамвайную внешность. Были и другие особенности, приближавшие эту дорогу к трамваю. Она отличалась небольшой протяжённостью, на ней не использовалась железнодорожная сигнализация, остановки через каждые полмили были слишком частыми для железной дороги. В таком «трамвайном» виде дорога проработала ещё 31 год.

Во время Второй мировой войны дорога чудом не пострадала.

В 1954 году было торжественно отмечено стопятидесятилетие железной дороги. По поводу празднований были даже отменены занятия в местных школах. Были построены точные копии старинных вагонов, которые использовались для праздничных поездок по дороге. К сожалению, к середине пятидесятых у дороги уже не было будущего: местная администрация уже начала составлять планы замены трамваев более прогрессивным, как тогда считалось, транспортом, а именно автобусами. Принципиальное решение о закрытии дороги было принято в конце 1958 года.

Последним днём работы железной дороги стало 5 января 1960 года. Последний трамвай отправился из Суонси в Маблз в 11:52 минуты. Его вёл машинист Фрэнк Данкан, который работал на этой железной дороге с 1907 года.

Разборка дороги началась почти сразу после того, как трамвай завершил свою последнюю поездку.