фейсбук

инстаграм

вконтакте

На берегу реки Акобамба в Вилькабамбе состоялось подписания формального мирного договора между Титу Куси и президентом Гарсия де Кастро

Инку сопровождал его главнокомандующий Ямки Майта, военачальник Римачи Юпанки и другие военачальники, а также его секретарь и переводчик Мартин Пандо. Из испанцев на церемонии подписания присутствовали казначей Гарсия де Мело, священник Франсиско де лас Вередас и Диего Родригес де Фигероа.

Условия договора были удивительно благоприятными для Инки. Киспе Титу должен был жениться на Беатрис после своего обращения в христианство и получить поместья ее отца. При этом его единственным опекуном становился Титу Куси. С этих поместий Инка должен был получать ежегодный доход в размере 3500 песо. Но что самое важное, ему было позво­лено оставаться в Вилькабамбе и владеть в своей энкомьенде «индейцами, которые сейчас есть у него там во множестве». Титу Куси настоял на том, чтобы те индейцы, которые убежа­ли от своих хозяев с целью найти убежище в Вилькабамбе, по­лучили разрешение остаться у него после того, как он выпла­тил компенсацию за них предыдущим энкомендеро.

Не считая этого, ни испанцы, ни инки не должны были принимать бег­лецов из владений друг друга. В свою очередь Титу Куси со­гласился принять миссионеров и испанского коррехидора, ко­торым должен был стать симпатизирующий ему Диего Родригес де Фигероа. Он также согласился не причинять в дальнейшем ущерба испанской территории. Если он или лю­бой из его военачальников возобновил бы вооруженные набе­ги, «против них незамедлительно началась бы война без вся­кого предупреждения». Этот договор был ратифицирован в Лиме 14 октября 1566 года президентом Кастро. Документ был привезен назад к Инке, который «одобрил его, согласился на его условия и подписал его».

Президент Кастро был доволен своим достижением и пола­гал, что на его счету вскоре будет дипломатическая победа. В ноябре 1566 года он отослал копию договора в Акобамбе ко­ролю Филиппу и попросил разрешения папы на брак Киспе Титу с его двоюродной сестрой Беатрис. Он также предложил, чтобы первым коррехидором Вилькабамбы с жалованьем в раз­мере 1500 песо стал Родригес де Фигероа. Так как «хотя Род­ригес и не является ровней Гарсии де Мело по социальному положению, он очень хорошо себя зарекомендовал в этом деле, ибо он пришел к Инке и находился там среди его индейцев, когда они были в состоянии войны, в ходе которой он преодо­лел много трудностей». Поэтому Родригес де Фигероа возвра­тился в Вилькабамбу, чтобы вступить в свою новую должность.

9 июля 1567 года Инка снова утвердил договор в Акобамбе. Он совершил ряд ритуалов, посвященных Солнцу, а затем «положил руку на землю и поклялся навечно хранить мир, о котором они заключили договор с Гарсией де Мело и Диего Родригесом де Фигероа...». Затем Инка приветствовал Диего Родригеса де Фи­героа в качестве коррехидора и судьи и подарил ему жезл в знак покорности испанской королевской власти. Он объявил, что «по своей доброй воле и без принуждения, не требуя награды, вру­чает себя могуществу и силе королей Испании». Он даже пытал­ся вынудить своих братьев Тупака Амару, Капака Тупака Юпанки и Тупака Уальпу выразить свое подчинение испанской коро­не и поклялся, что, если они откажутся сделать это, «он своими руками отправит их на тот свет, заколов копьем». А если он на­рушит свое слово, испанцы могут немедленно начинать войну против него за счет поместьев его сына.

Новый коррехидор Ди­его Родригес де Фигероа позднее описывал, как он провел цере­монию, напоминавшую церемонию вступления Писарро во вла­дение городом Куско.

 

Инка взял жезл из моих рук и поцеловал его и коснулся им своего лба, объявив, что с этого самого момен­та и навсегда он будет верен королям Кастилии. В ознаменова­ние этого события я воздвиг на холме виселицу и завладел этой виселицей, сделав на ней два надреза ножом.

Виселица пред­ставляла собой традиционный позорный столб, вкопанный для того, чтобы «к нему можно было бы ставить преступников, над которыми вышеназванный Родригес будет вершить суд именем его величества». Титу Куси также согласился «выступить в поход со всеми своими воинами в полном вооружении, если того по­требует служба его величеству».

Ратифицированный Акобамбский договор стал немедлен­но претворяться в жизнь. Первые миссионеры перешли Апу-римак и вступили на территорию инков с новым коррехидо­ром. Это были священники из собора в Куско Антонио де Ве­ра и Франсиско де лас Вередас. Они быстро обучили Киспе Титу и окрестили его менее чем через две недели после цере­монии ратификации. Об этом сохранилась запись:

В церкви города Карко провинции Вилькабамба я, Антонио де Вера, объявляю, что 20 июля 1567 года я крестил Дона Фелипе Кис­пе Титу, сына Инки Титу Куси Юпанки и Чимбо Оклья Койи. Крестными отцами были Франсиско де лас Вередас и Диего Родригес де Фигероа.

Обряд крещения был согласованным предварительным шагом перед бракосочетанием Киспе Титу и воспитанной в монастыре Беатрис. Поэтому сам Титу Куси привел своего сына в церковь и передал его для получения святого крещения. Также Титу Куси выступил перед Родри­гесом де Фигероа с заявлением с целью подтвердить свои соб­ственные притязания на пост правителя; «так что власть, ко­торой он в настоящее время обладает, будет переходить его прямому наследнику».