фейсбук

инстаграм

вконтакте

Баб начал обращать мусульман в свою веру

Баб — титул Сейида Али Мухаммада Ширази, основателя и пророка бабидской религии, религии Байана. Среди азалитов он именуется Нукта-и-Байан. Среди бахаи иранского происхождения он обычно именуется перс. Все произведения и откровения Баба называются Байан.

Начало развития определённого религиозного движения, сосредоточенного вокруг Али-Мухаммада, традиционно связывают с ночью 22 мая 1844 года, в которую состоялось обращение Муллы Хусейна Бушруи, первого из того узкого круга первых последователей Баба, которые впоследствии стали известны как «Буквы Живого». Тогда же началось создание «Каййум-уль-Асма», рассматриваемого как провозглашение Бабом его собственной миссии. В контексте кризиса преемничества, создавшегося среди шейхитов после смерти Сеййида Казима, эти события привели к тому, что Баб стал для многих из шейхитов обетованным мессианским лидером. Провозглашая близкое Воскрешение из мертвых и предъявляя претензию на божественно подтвержденное лидерство, Баб обращался ко всему мусульманскому миру и вскоре стал для многих «вратами» к Скрытому Имаму. В это время его последователи стали называться бабидами.

Отправив своих учеников провозглашать его дело, Баб со своим учеником Куддусом и слугой Мубараком покинул Шираз в сентябре 1844 года и направился в Мекку для публичного провозглашения своей миссии. Тем самым он стремился, чтобы его действия совпадали с мусульманскими пророчествами о времени прихода Имама Махди. Затем он намеревался присоединиться к своим ученикам в Ираке, также в соответствии с пророчествами мусульманского мессианизма. Появление Баба в Мекке осталось малозамеченным. Посыльный Баба в Ираке, Мулла Али Бастами, встретился с сопротивлением со стороны шиитского духовенства и был в конце концов заключен в тюрьму османскими властями. Баб возвестил о перемене божественного веления и вернулся в Бушир. Его последователи в Ширазе, однако, вызвали такие беспорядки, что губернатор Шираза, Хусейн-Хан, выслал отряд войск, чтобы арестовать Баба на пути из Бушира. Баб вернулся в Шираз и был подвергнут бурному допросу при дворе губернатора, после чего был отпущен на поручительство своего дяди. От него потребовали сделать публичный отказ от претензий на титул имама.

Баб, интенсивно писавший и скрыто принимавший посетителей, среди которых были известные религиозные деятели, как Сейид Яхья Дараби и Мулла Мухаммад Занджани, впоследствии обратившиеся в его последователей, однозначно рассматривался теперь властями как лидер инакомысленного религиозного движения. В 1846 году Баб был снова арестован, но вследствие хаоса в Ширазе, вызванного эпидемией холеры, избежал заключения и перебрался в Исфахан. Там он оставался до марта 1847 года в качестве гостя исфаханского губернатора Манучир-Хана, который симпатизировал Бабу и стремился создать возможность для его встречи с Мухаммад Шахом, где он мог бы представить себя непосредственно монарху.