фейсбук

инстаграм

вконтакте

В Париже в Театре итальянской комедии состоялась премьера оперы Ричард Львиное Сердце

Ричард Львиное Сердце — комическая опера в трёх актах французского композитора Андре Эрнеста Модеста Гретри. Французское либретто Мишеля Жана Седэна. Сюжет оперы основывается на легенде о пребывании английского короля Ричарда I в плену в Австрии и его спасении трубадуром Блонделем.

Опера считается общепризнанным шедевром Гретри и одной из лучших французских комических опер. Премьера состоялась 21 октября 1784 года в Париже в Театре итальянской комедии. Композитором была сделана четырёхактная редакция оперы. Но впоследствии Гретри вернулся к первоначальной трёхактной редакции оперы.

Крестьяне веселятся. Среди них Антонио и Колетт, которые влюблены друг в друга. Появляется путешественник. Это трубадур Блондель, который ищет короля Ричарда, попавшего в плен после крестового похода. Австрийский герцог Леопольд скрывает место заточения короля, чтобы сделать невозможными попытки освободить его. Антонио рассказывает Блонделю, что недалеко поселился англичанин с дочерью. Приходит сэр Уильямс. Он подтверждает, что в крепости Линца содержится неизвестный английский пленник.

Сэр Уильямс знает это, потому что комендант крепости Флорестан влюблён в его дочь и часто навещает их. Входит дочь Уильямса Лоретта. Она подтверждает сведения, которые сообщил её отец, и рассказывает о своей любви к Флорестану. Блондель, сэр Уильямс, Лоретта и Антонио решают выяснить, кто этот загадочный узник и, если это король Ричард, помочь ему бежать. Блондель отправится в город под видом слепого странствующего музыканта. Появляется графиня Маргарита с многочисленной свитой. Она влюблена в Ричарда и тоже разыскивает его. Маргарита обещает свою помощь Блонделю.

Комендант Флорестан беседует с пленным королём Ричардом. Ричард тоскует по Англии и надеется на освобождение. Во двор крепости входит переодетый странствующим музыкантом Блондель. Он поет известную Ричарду песню «Une fièvre brûlante». Ричард отвечает, подхватывая слова песни. Блондель понял, что таинственный узник и есть король Ричард, но подоспевшие солдаты хватают его. На вопросы Флорестана Блондель отвечает, что пришёл в крепость для того, чтобы передать коменданту, что Лоретта назначила ему свидание и будет ждать сегодня ночью. Флорестан освобождает Блонделя, и тот вместе с Антонио покидает крепость.

Возвратившийся Блондель рассказывает Уильямсу о событиях в крепости. Теперь нет сомнений, что узник, содержащийся в Линце, - король Ричард. Блондель предлагает захватить коменданта, который придет на свидание с Лореттой, и потребовать освобождения Ричарда. Одновременно графиня Маргарита даёт приказание своему сенешалю собрать войска для освобождения короля. В план спасения Ричарда посвящают Лоретту. Та переживает и за короля, и за своего возлюбленного Флорестана. Появляется комендант.

Сэр Уильямс объявляет ему, что он выйдет из его имения только в обмен на освобождение узника. Флорестан отказывается. Он не может нарушить присягу. Но в это время раздаются приветственные крики. Воспользовавшись отсутствием коменданта, войска Маргариты захватили крепость и освободили Ричарда. Входит король и графиня Маргарита. Король рад, что получил свободу, благодарит он и своих освободителей. Ричард также отдает должное Флорестану, который не нарушил воинской присяги. С благословения Ричарда сэр Уильямс даёт согласие на брак Флорестана и Лоретты. Король Ричард, графиня Маргарита и Блондель возвращаются в Англию.

Опера оказала значительное влияние на развитие жанра комической оперы. Это была первая опера, основу развитие сюжета которой составляла борьба за освобождение узника из тюрьмы.

Гретри пытался имитировать средневековую музыку в песне Блонделя «Une fièvre brûlante». Его опыт был развит немецкими композиторами романтического периода.

Ария Блонделя «O Richard! O mon roi!» стала популярной среди роялистов во время Великой французской революции. В её тексте имя Ричарда заменялось именем Людовик. Песня служила для демонстрации оппозиционности к республиканскому правительству.

Ария Лоретты «Je crains de lui parler la nuit» использована Чайковским в опере «Пиковая дама». Старая графиня поёт начало этой арии, вспоминая своё пребывание во Франции в молодости.