фейсбук

инстаграм

вконтакте

В монастыре в Киото состоялась партия между Хонъимбо Санса и Касио Ригэном — сильнейшими игроками того времени, — в присутствии Ода Нобунага

Партия была завершена без результата из-за возникшего в ней тройного ко. На следующий день, 21 июня, восстал союзник Нобунага, военачальник Акэти Мицухидэ. Правитель был блокирован в храме и совершил сэппуку, чтобы не попасть в плен. После этих событий тройное ко стало считаться плохим предзнаменованием.

Правило ко 劫 — одно из правил игры го. Согласно этому правилу, запрещено делать ход, если он приводит к повторению позиции, которая была на доске за один ход до этого. В различных вариантах правил го точная формулировка и интерпретация правила ко различается.

В игре го возможна ситуация, когда после очередного хода возникает позиция, которая уже была на доске в данной партии. Очевидно, что если игроки продолжат из этой позиции играть те же ходы, которые они делали из неё раньше, то они снова придут к той же позиции, и этот цикл может продолжаться неопределённо долгое время.

Чтобы избежать бесконечных партий, в го запрещено повторение позиции, которая была на доске за один ход до этого. Это правило и называется «Правилом ко». Эквивалентная формулировка базового правила ко, звучит так: запрещён ход, если этим ходом берётся один камень противника, на предыдущем ходу взявший один камень. Согласно ему, в позиции на диаграмме 1 в реальной партии чёрные не могут на ход белых в пункт 2 сразу ответить ходом в пункт 1 — перед этим чёрные обязаны сделать ещё какой-нибудь ход либо пас. Только после ответного хода они могут пойти в 1. В случае, если этот ход будет сделан, уже белые не смогут взять чёрный камень ответным ходом в 2, не сделав предварительно ход или пас.

Наличие правила ко определяет существование такого раздела тактики го, как ко-борьба. Поскольку в позиции ко немедленное ответное взятие ко запрещено, игрок может после ответного хода противника закрыть ко-позицию, выиграв таким образом камень. Чтобы лишить противника этой возможности, игрок в ответ на ход в ко должен сделать в другом месте доски такой ход, на который противнику непременно придётся ответить под угрозой потерь бо́льших, чем выгода от выигрыша ко. Такие ходы называются ко-угрозами. В результате игрок сможет осуществить ответное взятие ко, и теперь уже противнику потребуется использовать ко-угрозу, чтобы получить возможность повторно взять камень ко.

Последовательное взятие камней ко, перемежаемое ко-угрозами, и называется ко-борьбой. В ней побеждает тот из игроков, который имеет большее количество ко-угроз. Когда у одного из игроков заканчиваются ко-угрозы, он вынужден сделать ход, не требующий немедленного ответа, после чего другой игрок закрывает ко-позицию и выигрывает ко-борьбу.

Не следует думать, что ко-борьба — это сражение за один камень, хотя и такое тоже бывает. Нередко выигрыш или проигрыш ко определяет возможность выживания достаточно больших групп камней, и тогда цена победы в ко-борьбе существенно возрастает.