фейсбук

инстаграм

вконтакте

Пересёкший советскую границу авиалайнер Boeing 707 обстрелян советским перехватчиком и принуждён к посадке

Катастрофа Boeing 707 в Карелии — авиационная катастрофа, произошедшая ночью в четверг 20 апреля 1978 года на территории Карельской АССР. Пассажирский авиалайнер Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, совершал пассажирский рейс KE902 по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул, когда, значительно отклонившись от курса, оказался над Кольским полуостровом, тем самым нарушив воздушную границу СССР. Там он был перехвачен и атакован советскими истребителями-перехватчиками Су-15, в связи с чем совершил аварийную посадку на замёрзшее озеро Корпиярви. Огнем перехватчика были убиты 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии.

Boeing 707-321B борт HL7429 выполнял рейс KE902 по маршруту Париж — Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Самолёт вылетел из аэропорта Орли в 14:40 MSK. Управлял им экипаж во главе с командиром Ким Чанг Кью и вторым пилотом Ли Чинг Сином. Среди 97 пассажиров было 26 женщин и 5 детей.

Над северным магнитным полюсом — по одной версии из-за неисправности гироскопического полукомпаса, по второй из-за ошибки пилотов — лайнер начал совершать разворот направо. Выложив огромную плавную дугу, он фактически полетел назад на юг — через Шпицберген в направлении финско-советской границы.

В 20:54 «Boeing» был впервые зафиксирован советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват с аэродрома «Африканда» был поднят истребитель Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО, пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к рейсу 902, Босов покачал крыльями. В ответ на это «Боинг» развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя. Согласно западным данным, он несколько минут пытался переубедить начальство, говоря, что самолёт является пассажирским, а не разведчиком.

В 21:42 Су-15 выпустил одну ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав часть крыла длиной 3-4 м. Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолёт начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.

Зафиксированный наземными радарами оторвавшийся кусок крыла был принят за контейнер или крылатую ракету. На его перехват был поднят второй Су-15 265-го истребительного авиаполка ПВО, выпустивший по фрагменту крыла одну ракету. На смену исчерпавшему топливо Су-15 подошёл другой Су-15.

В 23:05 MSK пострадавший рейс KE902 совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви возле посёлка Лоухи в точке координат 66°02′ с.ш. 33°04′ в.д. Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой. Первым на его борт поднялся прапорщик Дубодел. Из числа пассажиров рейса 902 от осколков ракеты погиб один человек, ещё один умер от ранений по дороге в больницу. Тринадцать человек получили несмертельные ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолётами в город Кемь и через два дня отпущены; Boeing 727 авиакомпании Pan American доставил их из Мурманска в Хельсинки.

Командир и второй пилот рейса 902 были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И КВС, и второй пилот обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением пилотов за пределы Советского Союза.