фейсбук

инстаграм

вконтакте

Бонифаций ответил знаменитой буллой, «Unam Sanctam» - всякая тварь подчинена папе

Unam Sanctam — под этим именем известна булла папы Бонифация VIII 1302 года, в которой получили законодательное выражение все притязания средневекового папства. Церковь, по этой булле, имеет единого Господа, единую веру, едино крещение и единого видимого главу, который есть представитель Христа и преемник апостола Петра. В руках его находятся те два меча, о которых говорится в Евангелии от Луки, и под которыми нужно разуметь меч духовный и меч светский. Непосредственно осуществляется папой только власть духовного меча, то есть слова; материальный меч вручается папой в светские руки и извлекается в защиту церкви не самим папой, а, по его мановению, рукой королей и солдат.

Как светский меч должен быть в подчинении духовному, так и светская власть должна быть подчинена духовной; последняя поставляет первую и судит её, если она отклоняется от правого пути. Вообще подчинённость всякого человеческого существа римскому первосвященнику есть догмат веры, необходимый для спасения души. Попав в Corpus juris Canonici, булла Unam sanctam стала общим церковным законом католической церкви, а со времени провозглашения на Ватиканском соборе догмата папской непогрешимости взгляд буллы на отношение между светской и духовной властью получил значение догмата.

Когда духовенство Франции и Англии принесло папе жалобу на французского короля Филиппа IV Красивого и короля Англии Эдуарда I, которые облагали их податями, Бонифаций издал 24 февраля 1296 года буллу, Clericis laicos, в которой пригрозил отлучением всякому, кто обложит духовенство без согласия папы. Эдуард I уступил, но Филипп IV ответил запрещением вывоза из Франции благородных металлов ; папа, таким образом, лишался видной статьи дохода. Обстоятельства были за французского короля — и папа уступил: издал новую буллу, аннулировавшую предыдущую, и даже в знак особого благоволения в 1297 году канонизовал покойного деда короля, Людовика IX, — через 27 лет после поданного французами прошения.

В 1298 году британский и французский монархи предложили Бонифацию роль третейского судьи в их взаимных распрях, но когда постановленное им решение пришлось не по вкусу Филиппу IV, тот просто оставил его без внимания.

Бонифаций отправил новую буллу, которая кончалась словами:

не думай, что ты не подчинен никому, ни даже главе иерархии; так может думать только безумец или нехристь.

Филипп сжёг бумагу и отвечал:

Филипп, милостью Божией король французов, Бонифацию, мнящему себя верховным владыкой. Да будет известно вашему нахальству, что, как светская власть, мы никому не подчинены; кто думает иначе, тот бездельник и дурак.

Созванному в Рим церковному собору из французских прелатов Филипп противопоставил собор из баронов, прелатов и городов, которые заявили папе, что в светских делах они, кроме бога, подчинены только королю, получившему свою власть божьей милостью.

Французский король, со своей стороны, обвинил папу в нечестии, симонии, развратной жизни и пригрозил ему церковным собором. В то же время он отправил в Италию главу французских легистов, канцлера Гийома Ногарэ, с поручением захватить папу и отвезти его в Лион.