фейсбук

инстаграм

вконтакте

Умер Иван Мозжухин, великий русский киноактёр.

Иван Ильич Мозжухин
Дата рождения
Дата смерти
Иван Ильич Мозжухин — русский актёр эпохи немого кино, сценарист, работал также во Франции, Германии и США.

Иван Ильич Мозжухин родился 26 сентября (8 октября) 1889 год в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне — Пензенского района Пензенской области). Дед по отцу Иван Семёнович Мозжухин был крепостным крестьянином. Служил управляющим имением у помещиков Бахметевых и князей Оболенских. На этом посту проявил выдающиеся административные способности, за что всем его детям была дарована вольная. Илья Иванович, тем не менее, остался работать с отцом, впоследствии унаследовав должность управляющего. Был женат на дочери местного священника Ивана Аполлоновича Ласточкина — Рахили Ивановне.

Иван Мозжухин был младшим из четырёх сыновей. Детство и юность он провёл в Пензе. Вся семья увлекалась театром (его старший брат Александр впоследствии стал знаменитым оперными певцом), и Иван с детства выступал в любительских спектаклях, в том числе и в народном театре Пензы.

С 1899 по 1907 годы учился во 2-й Пензенской мужской гимназии, которую также окончил Всеволод Мейерхольд (историческое здание гимназии по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения; в настоящее время в нём располагается управление образования г. Пензы; 19 мая 2016 года на нём была торжественно отрыта мемориальная доска-горельеф И. И. Мозжухину). После окончания гимназии И. И. Мозжухин два курса отучился на юридическом факультете Московского университета, после чего ушёл в актёры. Работал в антрепризе в провинциальных театрах, затем — в театральной труппе московского Введенского народного дома.

Начав сниматься в кино в 1911 году в фильмах компании Ханжонкова, Мозжухин быстро добился успеха благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники, и гротеск. Среди его работ — скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» Чардынина (1913), Чёрт в «Ночи перед Рождеством» Старевича. После начала работы в компании Ханжонкова режиссёра Евгений Бауэра Мозжухин быстро становится величайшей звездой российского кино. В снятом по сценарию Валерия Брюсова фильме Бауэра «Жизнь в смерти» (1914) он сыграл главную роль — доктора Рено, который хочет навеки сохранить нетленной красоту любимой женщины и убивает её, чтобы забальзамировать. Именно в этом фильме впервые появились кадры с «мозжухинскими слезами», которые стали легендой русского кино.

Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом, и это вызвало интерес к нему со стороны конкурирующих кинофирм, которые стали делать актёру всё более заманчивые предложения. В конце концов Мозжухин под предлогом того, что в очередном фильме ему не досталась главная роль (речь идёт о фильме «Леон Дрей» по роману С. С. Юшкевича, когда режиссёр Евгений Бауэр вместо И.Мозжухина, как предполагалось, пригласил на главную роль Н. М. Радина), перешёл в киноателье И. Ермольева, где начал работать с Яковом Протазановым. У Протазанова он сыграл роль Германна в «Пиковой даме» (1916) и множество других, ставших классикой русского кино. В 1917 году исполнил роли пастора Тальконса и его сына Сандро ван-Гогена в фильме «Сатана ликующий». Вершиной актёрского мастерства Мозжухина считается роль князя Касатского в фильме Протазанова «Отец Сергий» (1918). До 1917 года актёр также играл в театре Корша и Свободном театре. В 1919 году вместе со съемочной группой Ермольева работал в Ялте. В Крыму был арестован вместе с женой и приговорён к расстрелу. Один из красных командиров оказался давним поклонником творчества артиста, что и спасло им жизнь.

В феврале 1920 года на греческом товарном судне «Пантера» вместе с другими артистами, режиссёрами и служащими самого знаменитого и процветающего кинопредприятия России — «Товарищества И. Ермольева», такими как Александр Волков, Яков Протазанов, Виктор Туржанский, Наталья Кованько, Иван Мозжухин вместе с женой Натальей Лисенко покинул Россию. Обосновавшееся в предместье Парижа, в Монтройе, «Товарищество Иосифа Ермольева» вскоре было преобразовано в студию «Альбатрос», а Мозжухин стал её ведущим актёром. В 1923 году поставил по собственному сценарию фильм «Костёр пылающий», сыграв в нём несколько ролей — от демонического героя до эксцентрического персонажа. Под названием «Гримасы Парижа» этот фильм с успехом демонстрировался и в советском прокате.

Весной 1926 года Мозжухин заключил пятилетний контракт с компанией Universal Pictures и уехал в Голливуд. Под давлением продюсера Карла Леммле он изменил фамилию на более короткую «Москин» и сделал пластическую операцию по уменьшению выдающегося носа, однако успехов не добился. После одного неудачного фильма с довольно символичным названием «Капитуляция» актёр не снялся в намеченной по контракту ленте режиссёра Джорджа Мелфорда, а отбыл в Германию для работы на немецких киностудиях, связанных с Universal. С 1928 по 1930 год он работал в Германии, исполнив в частности роль Хаджи-Мурата в фильме «Белый дьявол» (Der weiße Teufel, 1930) режиссёра Александра Волкова, но и там не сыскал былой славы. По мнению ряда историков, а также близких друзей, в частности, Александра Вертинского — контракт был частью продуманной операции голливудских продюсеров по устранению европейского конкурента. Об этом же писал и брат Ивана Александр Мозжухин: «По контракту он должен был играть роли, которые ему предложили. И вот ему дали в картине „Отож“ играть роль русского офицера, принимающего роль в еврейском погроме. Роль действительно была отвратительная и вызывала полное отвращение к её исполнителю. Иван это чувствовал и играл её плохо. После этого единственного выступления он вернулся из Америки с уже наложенным на себя пятном, которое смыть было трудно…».

Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у него был, во-первых, сильный акцент, а во-вторых — тембр голоса, который плохо получался в записи. В своём единственном удачном звуковом фильме «Сержант Икс» (Le sergent X, 1932) режиссёра Владимира Стрижевского Мозжухин играл русского, который постепенно осваивает французский язык.

Всего Иван Мозжухин снялся в более чем сотне фильмов (для некоторых из них он также писал сценарии).

Остаток жизни Иван Мозжухин прожил в уединении и умер от скоротечной чахотки в Париже 17 января 1939 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.