фейсбук

инстаграм

вконтакте

Декретом короля Фредерика III был основан Верховный суд и заменил собой Королевский суд

Судебная система Дании является трёхступенчатой и состоит из низовых судов — городских и окружных, двух апелляционных судов для западных земель в Виборге и восточных земель в Копенгагене и суда высшего звена — Верховного суда. Особенностью датской системы является то, что в зависимости от важности дела по первой инстанции оно может быть рассмотрено сразу в Верховном суде, в остальных скандинавских странах первой инстанцией всегда будут только низшие суды. Кроме того министр юстиции Дании вправе определять какое дело в каком суде должно рассматриваться.

Первоначально суд состоял из 30 судей, а формальным главой суда являлся сам король, для которого в зале суда был поставлен трон. Король мог председательствовать в судебном заседании и отменить любое решение Верховного суда. Тем не менее король присутствовал на заседаниях не всегда, поэтому с 1674 года была введена должность юстиариуса, который руководил судебным процессом от имени короля.

Принятая Конституция 1849 года отменила абсолютную монархию и заложила фундамент современной конституционной системы, где суд уже выступал в качестве независимой третьей власти. Принцип разделения властей нашёл свое выражение в положениях Конституции, где говорилось, что законодательная власть принадлежит совместно королю и парламенту, исполнительная власть — правительству, а судебная власть — судам.

С 1661 года Верховный суд решал лишь две задачи: рассматривал уголовные дела и частные споры между гражданами. После принятия Конституции 1849 года в дополнение к ним суд также стал осуществлять контроль за решениями органов исполнительной власти, чтобы они не выходили за рамки закона; и контролировать законодательную власть, чтобы её деятельность оставалась пределах конституционных ограничений.

В 1999 году Верховный суд впервые в своей истории через 150 лет после принятия первой Конституции Дании 1849 года воспользовался правом проверить на конституционность положения законодательного акта.