фейсбук

инстаграм

вконтакте

Компьютер Deep Blue победил в шахматы чемпиона мира Гарри Каспарова

Партия №6 матча 1997 года между компьютером Deep Blue и Гарри Каспаровым состоялась в Нью-Йорке 11 мая 1997, начавшись в 15:00 по восточноамериканскому времени. Это была завершающая игра матча между известным компьютером «Дип Блю» и действовавшим чемпионом мира: перед её началом счёт был равный 2½–2½.

На 19-м ходу после часа игры Гарри Каспаров, находясь в невыгодном положении, сдался, что стало поворотной точкой в истории шахмат: впервые в истории компьютер обыграл чемпиона мира по шахматам в матче.

1. e4 c6

Для Каспарова применение защиты Каро — Канн было несвойственным. Впоследствии в матчах против других компьютеров он выбирал либо классический ход 1...e5, либо Сицилианскую защиту 1...c5.

2. d4 d5 3. Кc3 dxe4 4. Кxe4 Кd7 5. Кg5

Негласное правило шахматных дебютов «не трогай фигуру дважды в дебюте» нарушено, однако давление на поле f7 усиливается.

5... Кgf6

Каспаров избегает ошибки 5...h6?, которая привела бы к мату: 6.Кe6! fxe6?? 7.Фh5+ g6 8.Фxg6#, или большому преимуществу белых: 6...Фb6 7.Кxf8 Кxf8 8.c3 Сf5 9.Кge2 Кf6 10.a4 К8d7 11.Кg3 Сg6 12.Сd3

6. Сd3 e6 7. К1f3 h6?

Каспаров, один из самых сильных игроков в шахматной истории, допустил грубую ошибку, сдвинув пешку на h6 слишком рано. Обычно он делал это на 8-м ходу. Опасность последовавшей жертвы белых Каспаров должен был прекрасно понимать. Объективно ход Каспарова не худший, однако вести оборону чёрным становится трудно. Позднее Васик Райлих показал, что решающая ошибка, возможно, была сделана на 11-м ходу.

8. Кxe6!

Подобные жертвы ранее встречались неоднократно и приносили белым перевес.

8... Фe7

Каспаров не побил коня сразу, а «связал» его ходом ферзя, чтобы освободить королю поле d8. Однако многие эксперты высказали мнение, что чёрные должны были брать коня немедленно. Хотя королю пришлось бы встать на e7, у чёрного ферзя оставалось более удобное поле c7.

9. 0-0

Рокировка лишает чёрных возможности побить коня ферзём: 9...Фxe6?? 10.Лe1 ведёт к потере ферзя из-за связки. Теперь Каспаров вынужден принять жертву белых, чтобы не остаться без пешки.

9... fxe6 10. Сg6+ Крd8 11. Сf4

Если бы слон чёрных уже был выведен на d6, жертва коня была бы невозможна. Теперь же белые в обмен на принесённого в жертву коня занимают слоном выгодную позицию и усиливают давление на позицию чёрных. Каспаров потерял возможность рокировки, ферзь мешает развитию чернопольного слона, а преимущество в коня использовать невозможно.

11... b5?

Игра перешла из дебюта в миттельшпиль, и теперь компьютер должен действовать самостоятельно, без дебютных баз. Каспаров пытается освободить пространство на ферзёвом фланге и предотвратить ход 12. c4. Однако аргентинский гроссмейстер Аарон Шварцман считает этот ход ошибкой. Аналогичное мнение высказали Яссер Сейраван и Васик Райлих: ослабление пешечной структуры на ферзевом фланге увеличивает преимущество белым, давая им возможность вскрытия новых вертикалей.

12. a4 Сb7

Типичное в подобных ситуациях 12...b4, по мнению Реймонда Кина, было обязательным ходом, однако и в этом случае 13. c4 могло привести к разгрому чёрных.

13. Лe1 Кd5 14. Сg3 Крc8 15. axb5 cxb5 16. Фd3 Сc6? 17. Сf5

Белые усиливают давление на пешку на e6 и планируют подключить к атаке ладьи. Лишняя фигура чёрных совсем не чувствуется, и Каспаров вынужден отдать ферзя на ладью и слона.

17... exf5 18. Лxe7 Сxe7 19. c4

Чёрным грозит разгром: ферзь займёт поле c4 или f5, и после хода ладьи на e1 позиция белых становится выигранной. Например: 19...bxc4 20.Фxc4 Кb4 21.Лe1 Крd8 22.Лxe7 Крxe7 23.Фxb4+. Каспаров сдался. В его карьере это было одно из самых быстрых поражений.

После завершения матча Каспаров был очень расстроен и на церемонии закрытия обвинил команду «Дип Блю» в нечестной игре. Несмотря на требования Каспаровым реванша, IBM отказала ему в этом и распустила команду «Дип Блю».