фейсбук

инстаграм

вконтакте

Адмирал К. Крюйс получает указание готовить корабль «Девоншир», фрегат «Эсперанс» и гукор «Кроншлот» для отправки в экспедицию

Для русских моряков были привычными плавания от Британии до Финского залива, потому что в 1712—1714 годах в Англии и Голландии приобретались корабли, которые надо было транспортировать в Россию. Идея более дальней экспедиции впервые возникла в 1711 году, когда в результате неудачного Прутского похода Россия лишилась выхода к Азовскому морю.

Пётр I надеялся добиться у турок разрешения провести через Босфор и Дарданеллы корабли Азовского флота «Гото Предестинация», «Ластка» и «Шпага», с тем чтобы они через Средиземное море ушли в Балтику. На корабли уже были назначены командиры: Симон Шхон, Питер Бредаль и Витус Беринг. Однако турки не позволили пройти проливы, и корабли были проданы Османской империи.

В 1717—1719 годах корабль «Армонт» под командованием Якоба Блория совершил плавание из Санкт-Петербурга в Венецию. Любопытно, что Блория на капитанском мостике «Армонта» сменил И. Кошелев, будущий командир Испанской экспедиции. Следует учесть, что начиная с 1714 года правительство предпринимало неоднократные попытки добраться до Индии. Первоначально речь шла о речном пути. В 1715 году экспедиция поручика А. Бековича-Черкасского обнаружила древнее устье Амударьи, когда-то впадавшей в Каспийское море. В следующем году на этом месте был заложен форт, но восточнее Каспия продвинуться не удалось: в 1717 году экспедиция погибла в Хивинском ханстве. Тем не менее через год в Бухарское ханство назначается Ориентальная экспедиция во главе с Ф. Беневени, длившаяся до 1725 года.

В 1719—1720 годах экспедиция под командованием капитан-поручика К. Вердена составляет описание западного и южного берега Каспийского моря. По инструкции Верден везде должен был распространять слух, что описание делается исключительно с коммерческими целями, но вслед за экспедицией последовал Персидский поход. Вероятно, речной путь в Индию показался не очень простым, и в разгар Персидского похода правительство возвращается к идее дальней морской экспедиции. Капитан Кошелев впервые упоминается в связи с этой экспедицией 2 июля, из последующих документов ясно, что он является командиром «Девоншира» и всей экспедиции.

Экспедиция готовилась в условиях секретности, поэтому пункт её назначения из документов неясен. Первая версия была высказана в сообщении резидента Республики Семи Объединённых Нижних земель в России Вильгельма де Вильде от 9 августа 1723 года: В настоящую минуту в Кроншлоте снаряжаются три военные корабля. На них будут укладывать ружья, боевые припасы, канаты и прочее, и, как говорят, с первым попутным ветром пошлют их в Испанию. Адмиралу Крюйсу поручено производить снаряжение судов в эту экспедицию, и потому он ездил уже несколько раз в Кроншлот для надзора за их нагрузкой. Некоторые думают, что груз их назначается в Восточную Индию, но положительно утверждать это нет ещё достаточно основания.

Из русских документов следует лишь то, что: Кошелев собирался вести экспедицию в открытый океан, обходя Британские острова с западной стороны; командир гукора «Крошлот» лейтенант Василий Шапкин был против выхода в открытый океан, и вроде бы предполагалось, что гукор должен будет оторваться от экспедиции в Северном море и следовать Ла-Маншем во французский Бордо; на пути экспедиции могли встретиться берберские пираты или мавры. 30 августа президент Адмиралтейств-коллегии Ф. М. Апраксин отдал устный приказ разоружить в Ревеле «Девоншир» и «Эсперанс», отложив экспедицию до следующей навигации.