фейсбук

инстаграм

вконтакте

Родился Бернар Ле Бовье де Фонтенель, французский писатель и учёный.

Бернар Ле Бовье де Фонтенель
Дата рождения
Дата смерти

Бернар Ле Бовье де Фонтенель — французский писатель и учёный, племянник Пьера Корнеля.

Разнообразное и богатое творческое наследие Фонтенеля включало художественные произведения, литературно-критические труды и научно-популярные сочинения.

Родился в аристократической семье Руана. Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после первой же неудачи отказался от неё и решил заняться литературой. Написал несколько пьес („Brutus“, „Bellérophon“, „Endymion“ и др.), очень посредственных и не имевших успеха; в 1683 году выпустил «Nouveau dialogues des morts aucienne et modernes» («Диалоги мертвых древних и новейших лиц»), в которых уже отразилось до известной степени его миросозерцание; три года спустя обратил на себя общее внимание рассуждением „Entretiens sur la pluralité des mondes“ («Рассуждение о множественности миров»).

В развернувшейся во Франции полемике которая получила название «Спор о древних и новых» выступил, как критик античности и сторонник теории прогресса в литературе и искусстве.

В 1691 году Фонтенель был избран членом Французской академии. В 1708 году напечатал один из лучших своих трудов, особенно по языку и манере изложения; „Eloges des académiciens“.

Фонтенель дожил почти до ста лет (своё долголетие он объяснял обильным потреблением клубники) и застал на закате своих дней совершенно иную эпоху — просветительный и философский век, одним из предшественников и провозвестников которого был он сам. Он посещал литературные салоны маркизы де Ламбер, мадам Тансен, мадам Жофрен и других, пользуясь уважением нового поколения. В „Entretiens sur la pluralité des mondes“, a также в „Histoire des oracles“ («История оракулов», 1687) очень ярко отразилось скептическое миросозерцание Фонтенеля, его убеждение в том, что все истины требуют проверки и солидных доказательств, его более чем холодное отношение к религии и всему, что с ней связано, отрицание всего чудесного и сверхъестественного, скрытые нападки на католицизм, облечённые в форму оценки языческих верований.

Эти особенности миросозерцания Фонтенеля сближали его с философами XVIII века, которые могли видеть в нём раннего защитника рационализма и скептической философии. Как человек, Фонтенель отличался любезным, общительным, но холодным характером, ничем не увлекался, мог рассуждать в красивой и ясной форме о каких угодно вопросах, никогда не имел настоящих друзей, хотя у него было всегда много знакомых.

Избранный в члены Парижской академии наук, Фонтенель был непременным секретарём академии с 1699 по 1741 год. Ж. Кювье и Лаланд указывали на его деятельность на посту секретаря академии как на одну из причин процветания наук во Франции XVIII века.

Убеждённый картезианец, Фонтенель был более писателем-популяризатором, чем учёным. «Entretiens sur la pluralité des mondes» в очень изящной и лёгкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагают важнейшие сведения о Земле, Луне, планетах, неподвижных звёздах как о солнцах в среде собственных планетных систем. Автор нередко пользуется в своих объяснениях вихрями Декарта. Причём многие авторы, писавшие о Фонтенеле, упрекали его за чрезмерную преданность духу и букве физики Декарта и тогда, когда развитие науки показало неправомерность «теории вихрей» в декартовском толковании. Как популяризатор, он с особенным вниманием останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров.

Вопрос этот решается им утвердительно как для Луны, так и для других планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Успех книга имела огромный: она переведена почти на все европейские языки и имела множество изданий во Франции, из которых особенно замечательным было вышедшее в 1800 году с примечаниями Лаланда и затем перепечатанное в 1826 году под заглавием «La pluralité des mondes, précédée de l’astronomie des dames par J. de Lalande».

На русском языке книга Фонтенеля в переводе кн. Антиоха Кантемира, сделанном в 1730 году, появилась в печати в 1740 году под заглавием «Разговоры о множестве миров господина Фонтенеля парижской академии наук секретаря». Переводчик присоединил от себя предисловие и примечания. Третье издание того же перевода вышло в 1802 году. И в том же году в Москве был опубликован новый перевод княгини Е. А. Трубецкой. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Фонтенель назван в числе философов XVII–XVIII вв., книги которых составляли библиотеку Онегина. В «Арапе Петра Великого» Ибрагим изображён в парижском обществе эпохи Регентства «на ужинах, одушевленных молодостью Аруэта и старостью Шолье, разговорами Монтескье и Фонтенеля».

В начале XIX века, когда слава и распространённость сочинения Фонтенеля уже приходили к концу, появилась согласованная с новейшими на тот момент успехами астрономии попытка его продолжения H. Favre, «Fontenelle et la Marquise de G. dans les mondes» (Женева, 1821).

В его честь в 1935 году назван кратер на Луне.